Фердинанд Порше
Фердинанд Порше был одним из предшественников автомобилестроения и гоночного спорта. Он родился в 1875 году в Маттерсдорфе, вблизи Рейхенберга (сейчас территория Чешской Республики). Уже в раннем возрасте Фердинанд отличался склонностью к автомобилестроению. Но на родине его возможности были весьма ограничены, и поэтому в день своего 18-летия он уехал в Вену, чтобы приступить к работе на фирме Бэла Эггер (позже Браун Бовери). Без технического и конструкторского образования он нашел в австрийской столице идеальные условия. Молодой человек не мог финансировать дорогое обучение в университете, и тем не менее, ему удалось получить квалификацию инженера. Иногда он посещал вечерние курсы Технического Университета и с задних рядов слушал лекции.
После пяти лет, проведённых в Вене, он получил своё первое место в автомобильной отрасли. Совместно с Яковом Лонером он работал инженером и водителем-испытателем. Здесь он впервые привлек к себе внимание и как автомобильный дизайнер, и сразу масштабе отрасли: на всемирной выставке 1900 года. Он гордо представил там свой первый автомобиль. За 50 лет до создания своей первой модели Порше на собственном предприятии, 25-летний Фердинанд разработал Лонер — Порше с электроприводом. Его электрические моторы были отмечены в прессе как новаторское изобретение. Привод действовал без коробки передач и приводной волны, и тем самым без излишних потерь мощности посредством трения, как это было в предыдущих автомобилях. Лёгкая рама и глубокий центр тяжести придавали автомобилю спортивность. Также была запланирована гоночная версия с невероятной в то время предельной скоростью в 60 км/ч.
Работодатель Фердинанда Порше признал его талант и сообщил прессе: "Он ещё очень молод, но перед ним большая карьера. Вы ещё много о нём услышите". И он был прав.
В 1901 году Порше сконструировал гоночную версию Лонер-Порше с приводом на 4 колеса для заказчика из Лютона, Англия. В том же году 26-летний выиграл за рулём похожей модели на гонках в Эксельберге. Его конструктивная потенция была для его времени очень перспективной. Так, например, пришлось спустя десятки лет при разработке лунохода для исследования поверхности Луны вернуться к оригинальным планам Порше. И так невероятно звучит: спустя более 100 лет крупные производители моторов работают над тем, чтобы использовать эту технику уже для следующего поколения свободных от эмиссии приводов. Фердинанд Порше заложил фундамент в признание своего будущего предприятия, которое и по сей день среди прочего опирается на полный привод.
С тех пор дела пошли в гору. Способности Фердинанда Порше говорили за себя повсюду, и спустя 6 лет после успеха на всемирной выставке на фирме Аустро-Даймлер, австрийское отделение Даймлер Мотор Ко, ему предложили место технического директора, это был крупный шаг в его карьере. При поддержке одного крупного предпринимателя, финансирующего его идеи, Порше смог разрабатывать и конструировать автомобили так, как он их себе представлял. Он был предан Даймлер (позже Даймлер Бенц) до 1928 года и в 1923 году был главным инженером на головном предприятии. Но и позже Фердинанд Порше часто был консультантом по дизайну на этом производстве.
Уже к началу века был утверждён ряд испытательных гонок, на которых необходимо было испытать надёжность и мощность новых машин. Гонки принца Генриха (названные по имени его инициатора принца Генриха Прусского) прошли через Германию, Польшу, Венгрию и Австрию с конечной целью в Мюнхене. Вскоре было запланировано построить скоростной автомобиль. Специально для этих гонок Порше спроектировал модель 22 мощностью 80 лошадиных сил от Аустро Даймлер, аэродинамический автомобиль мощностью 95 л.с.
Его привод с 4-х цилиндровым мотором с расположенным сверху распределительным валом был революционным. Стоит упоминуть также 5 наклонных клапанов (один входной и 4 клапана для выхлопных газов) в противоположность 4 клапанам Бенца. Успех: разработанные Порше автомобили заняли в гонках первые 3 места и модель "Принц Генрих" стала знаменитой.
Во время первой мировой войны усилия в Аустро-Даймлер сконцентрировались на разработке проектов, служащих в основном военной машине.
В 1916 году Фердинанд Порше был ведущим директором австрийского предпринимательства, в следующем году почетным доктором технического университета в Вене, что он считал наиболее значительным достижением в своей жизни. За 24 года до этого он украдкой посещал здесь лекции по машиностроению и конструктивному черчению. Порше, будучи уже "знаменитостью", носил гордое звание "Др. Инж."., которое в конце концов стало фирменной маркой.
Известный своим взрывным характером, Фердинад Порше в 1923 году порвал с Аустро-Даймлер и покинул предприятие. Только спустя несколько месяцев он снова работал в концерне Даймлер, теперь в Штуттгарте в качестве технического директора в компании Даймлер Мотор Ко. Здесь его первые работы принесли ему звание почетного доктора, на этот раз в Техническом университете в Штуттгарте. Но для всех он все еще оставался "доктор Порше" (и лишь иногда "профессор Порше"). С большим воодушевлением Фердинанд разрабатывал ряд выдающихся гоночных автомобилей, среди них легендарный автомобиль — 2 литра, 8 цилиндров — , который в 27 гонках завоевал для Мерседес-Бенц 21 победу под управлением большого мастероа своего дела Рудольфа Каракиола.
После слияния компаний Мерседес и Бенц в 1926 году Порше разработал другие сенсационные автомобили: К-и-S-серии от Мерседеса-Бенц. В конце 20-х годов были созданы мощные модели Мерседес-Бенц: К-серии, 6,2 литра, S-серии, 6,8 литров и серий SS, SSK, SSKL, 7 литров. Они завоевали славу скоростных, комфортных и престижных машин. Благодаря необыкновенным успехам в гонках, эти автомобили доминировали с 1928 по 1930 годы — ими восторгались все фанаты гоночного спорта.
Естественно эти суперавтомобили едва ли можно было купить, SSK-серии был выпущен только 31 экземпляр. Самый известный обладатель этой машины был американский комик Зеппо Маркс.
Фердинанд Порше объявил, что на автомобильном рынке он не может достичь поставленной цели, и, хотя он не особенно ценил машины для общественности, в них он видел будущее. Он интересовался конструированием эксклюзивных гоночных машин, но рынок требовал создания базисной модели для граждан среднего достатка. Для концепции народного автомобиля, позднее поддержанной Гитлером, Порше разработал самый известный дизайн, но автомобиль не носит его имени, это Фольксваген-Жук. Однако в то время руководство предприятия Даймлер не приветствовало эту идею. Когда в 1928 году Фердинанд Порше разработал "Даймлер-версию" для массового производства, правление Даймлер-Бенц отклонило это предложение. Разозлившись, Порше покинул предприятие. Затем он короткое время работал интермеццио у Штейра. Однако предприятие вскоре обанкротилось. Фердинанд Порше оказался на улице.
Человек в 55-летнем возрасте, со славой выдающегося конструктора, с неуемным характером был не тем работником, который был бы нарасхват. К тому же на бирже труда было в то время много молодых, менее темпераментных безработных с хорошим образованием. Порше получал предложения, но был уверен в том, что никто не в состоянии предложить ему что-либо достойное. Феноменальный инженер с 30-летним стажем не признавал себя побежденным.
И в какой-то момент Фердинанду надоело работать на тех, кто не оценивал его перспективных и одновременно прагматичных планов —
Порше презирал созданную структуру предприятия больших концернов, где господствовали профилирование, иерархия и внутренняя борьба за власть.
Кроме того, его злило, что головные предприятия всегда извлекали большую пользу, чем он сам. Сын отмечал позже: "Мой отец говорил: если он подписывал с предприятием договор, то предприятие могло в течение десяти лет питаться его эскизами, а он нет.". Так созрело решение к самостоятельным действиям.
6 марта 1931 года в Штуттгарте Порше с помощью инвесторов основал конструкторское бюро для строительства моторов, транспортных средств, самолётов и плавательных средств, несмотря на угрожающие темпы инфляции и назревающий мироваой конфликт. Благодяря выносливости и блестящим техническим знаниям в области автомобилестроения Порше вплоть до своей смерти в 1951 занимал достойное место на рынке, несмотря на спорную роль, которую он сыграл во второй мировой войне.
Во время 5,5-летней войны Порше работал вместе со своими разработчиками и конструкторами, как и другие предприниматели, на нацистскую власть. Они все свои умения приложили к созданию военной машины и разработали, кроме всего прочего, джип по прототипу "Жука", тип 60 и Фольксваген — 166-амфибию 1941 года выпуска.
Фердинанд Порше в начале войны встретился с Гитлером, чтобы получить финансовую поддержку для создания своего запланированного гоночного автомобиля, хотя он не принимал идеи национал-социализма.
В отличие от своего сына, от политики он стоял в стороне, и всю свою энергию вложил в свою профессию, не задумываясь о моральных последствиях. Если речь шла о его проектах, все равно, будь то гоночные автомобили или танки, то все его честолюбие было направлено на создание лучших современных автомобилей.
Удивительно было то, что в ноябре 1945 года доктор Порше был приглашен в штаб-квартиру в Баден-Бадене во французскую зону. Ему было предложено разработать французскую версию Фольксвагена-Жука и перенести свое производство во Францию, как часть уплаты за восстановление последствий военных разрушений. Фирма "Рено" была национализирована, Луи Рено был арестован за сотрудничество с нацистами. Французские производители во главе с Жан Пьером Пежо были против французской версии Фольксвагена.
15 декабря, как военные преступники, были арестованы отец и сын Порше, а также их адвокат Антон Пих (зять Фердинанда) . Вскоре Ферри был освобожден и возобновил свою работу в семейном производстве, остальные двое были переведены в старую тюрьму в Дижоне.
Плохие тюремные условия неблагоприятно сказались на уже подорванном здоровье 70-летнего Порше.
В возрасте 73-х лет он был освобожден. Ему оставалось лишь два года до того момента, когда в 1950 году у него случился тяжёлый инфаркт, приковавший его к постели. За несколько дней до этого он праздновал 75-летие. В день рождения сын последний раз водил его по территории Вольфсбургского завода Фольксвагена, где когда-то он разработал автомобиль Фольксваген-Жук. Завод работал на полных парах. Казалось, этим визитом Фердинанд Порше был очень доволен. Это была, однако, последняя прогулка на машиностроительный завод, так как в январе 1951 года он скончался.